Техника для строительства дорог: виды и применение спецтехники

Когда стоишь в пробке и смотришь в окно на бульдозеры и катки, вряд ли задумываешься, сколько разных монстров из мира техники требуется для того, чтобы асфальт превратился в идеально гладкую дорожную ленту. Без них любая дорога быстро превратилась бы в разбитую грунтовку, особенно после зимы. Каждый этап строительства требует свой набор машин. Некоторые из них просто огромные и шумные, другие тонко и аккуратно выравнивают поверхность, чтобы не подпрыгивать потом на кочках. Это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Гусеничная и колесная техника: кто главный на стройке дорог

Вряд ли кого-то удивит, что основные работы начинают экскаваторы и бульдозеры. Гусеничная техника незаменима на мягких и рыхлых почвах — она меньше проваливается, мощнее тянет на себя тяжелый грунт. Особенно на старте, когда нужно подготовить трассу, убрать деревья, разровнять огромные участки земли одним-двумя махами. Бульдозеры бывают весом от 10 до 70 тонн! Самые массивные могут смещать грунт даже под слоем воды, что особенно важно на болотистых участках или в районах с высоким уровнем грунта.

Колесная техника по-своему уникальна: фронтальные погрузчики, грейдеры, вывозные самосвалы легко перемещаются между участками по уже обустроенным дорогам и быстрее выгружают и перевозят материалы. Например, двадцатитонный фронтальный погрузчик за одну смену справляется с погрузкой более 300 тонн щебня или песка. Для сравнения: самый хороший КамАЗ за раз увозит 17-19 тонн, и на крупных трассах их задействовано по два-три десятка одновременно.

Грейдеры — машины, которые видят только самые внимательные. Их основная задача после прохождения тяжелой техники — создать идеально ровную поверхность. Это, как ни странно, очень тонкая работа. Современные грейдеры оборудованы лазерными нивелирами, которые контролируют точность выравнивания покрытия с погрешностью до 5 мм. Некоторые из них «общаются» с инженером через спутник — фактически, робот на колесах.

Задумывались ли вы, что современные экскаваторы могут копать траншеи глубиной 8-12 метров? Такие нужны под коммуникации или опоры мостов. Есть техника, которая режет даже скальный грунт: фрезы мощностью 300-400 л.с. разрушают удивительно крепкие слои в считаные часы. Их один недостаток — высокая стоимость обслуживания, но ни один строительный объект без этого не обходится.

Техника для укладки основания: щебень, песок, геотекстиль

Во время подготовки основания используются катки, виброплиты, поливомоечные и дорожные фрезы. Катки, к примеру, бывают трёх типов: статические, вибрационные и комбинированные. Каждый из них подбирают под определенный тип основания — глины, щебня, песка, либо уже асфальта. Обычный дорожный каток массой 10-13 тонн способен за одну смену уплотнить площадь в 3000 кв. метров. Современные модели с гидростатическим приводом практически не оставляют дефектов – ровность поверхности потом проверяют лазером. Такая точность важна, ведь малейшая волна в основании даст яму или колею через пару лет.

Виброплиты — легкая спецтехника для труднодоступных участков, где крупногабаритная техника не пройдет. Хорошие виброплиты способны уплотнить грунт на глубину до 60 см, а лёгкие (по 70-80 кг) часто используют для временных пешеходных дорожек. По данным ведущих российских производителей, в Великобритании, Германии и США каждое третье строительство предполагает использование таких виброплит.

Для сохранения долговечности дороги часто используют геотекстиль. Этот синтетический материал укладывается между грунтом и верхними слоями и препятствует смешиванию материалов. Благодаря ему дорога выдерживает десятки лет активной эксплуатации, что подтверждают исследования Европейской ассоциации дорожных инженеров: использование современных геотекстилей снижает количество ремонтов до 30%.

Поливомоечные машины — не прихоть, а необходимость: они убирают из-под катков пыль и мелочь, чтобы они не мешали уплотнению. Фрезы для асфальта и бетона делают последующую укладку максимально ровной, а еще оставляют микрорельеф, который помогает слоям лучше сцепляться между собой.

Асфальтоукладчики и машины для верхнего слоя покрытия

Асфальтоукладчики и машины для верхнего слоя покрытия

Настоящие звезды любой стройки — асфальтоукладчики. Их сложно перепутать: массивная рама, огромная плита и бункер, который принимает смесь от самосвала. Современные машины способны укладывать около 10 метров асфальта за минуту. Мастера называют их «гладильщиками» — за счет вибрационной системы и подогрева укладка получается настолько ровной, что специальная линейка отклоняется от поверхности не больше чем на 2-3 миллиметра.

Есть удивительный факт: в Швеции и Норвегии с 2015 года используется техника со встроенными сенсорами температуры, которые автоматически регулируют подачу смеси — чтобы все слои прогревались одинаково. Это увеличивает долговечность покрытия на 20-25%. Такие же инновации стали появляться и в России и странах СНГ с 2020 года, и теперь многие новые магистрали обслуживают именно электронно-управляемые укладчики.

Надежность асфальта зависит и от температуры смеси — она должна быть не ниже +140°С. Известно, что при неравномерном остывании появляются трещины, именно поэтому за процессом охотно следят инженеры: специальные лаборатории даже проводят экспресс-анализ все прямо на месте, определяя качество состава.

Поверхностный каток идет сразу после укладчика — он уплотняет свежий слой. Самые крупные модели могут весить до 25 тонн. Их задача — не просто сделать поверхность гладкой, но и «запечатать» асфальт, чтобы туда не попадала вода и не происходило так называемое выкрашивание.

Спецтехника для мостов, эстакад и сложных объектов

Дороги — не только полотно, но и мосты, эстакады, туннели, надземные переходы. Тут в игру вступают бетонные насосы, опалубочные машины, огромные башенные и гусеничные краны. Бетонные насосы подают раствор на высоту до 80 метров — практически как двадцатиэтажный дом.

Мостовые прогоны, которые весят от 40 до 120 тонн, перевозят специальными модульными платформами с гидроподвеской. Реальный случай — при строительстве Крымского моста использовали платформы длиной до 50 метров. Бывают задачи и посложнее: при работе на воде или болотистой почве используют понтоны и плавучие краны-гусеницы, которые способны точно монтировать конструкции даже при сильном ветре.

Выравнивание поверхности моста осуществляется с помощью специализированных бетоноукладчиков — длинных машин с точной регулировкой положения опалубки и автоматической подачей смеси. В новых технологиях встречаются роботы, которые контролируют прочность бетона: сенсоры считывают уровень вибраций, а компьютер мгновенно анализирует, насколько правильно идет процесс твердения.

Особая статья — техника для бурения свай. Современные буровые установки делают скважины глубиной 50 и более метров для надежных оснований. По данным известной российской компании Bauer, такая установка способна бурить до 100 свай в неделю. Все это контролируется электронной системой мониторинга — инженер знает, что происходит на глубине, прямо с планшета на стройке.

Интересные факты, лайфхаки и безопасность на дорожной стройке

Интересные факты, лайфхаки и безопасность на дорожной стройке

Во время строительства современных дорог большое внимание уделяют безопасности. Например, за пределами Москвы все больше используют системы предупреждения столкновений между техникой и рабочими: датчики движения подают сигнал, если человек подходит ближе, чем на 2 метра. Это спасает жизни, ведь скорость некоторых катков и погрузчиков достигает 20-25 км/ч.

Лайфхак: на многих объектах используют мини-технику — экскаваторы и катки массой всего 1-2 тонны. Они хороши для мелкого ремонта и работы во дворах, где нет места для больших машин. Интересный тренд — электрические асфальтоукладчики и катки. Во Франции их тестируют на городских улицах: они тише, не дымят, почти не ломаются. Правда, стоят в 2-3 раза дороже обычных.

В деле контроля качества помогают дроны и тепловизоры. Дроны дают полную картину участка, а тепловизоры помогают видеть места неправильного уплотнения или «холодные» пятна в асфальте. Благодаря этому, дефекты исправляют не через год, а сразу во время строительства.

На крупных объектах обязательно ведут электронный журнал техники — это помогает снизить простои и сэкономить до 20% времени при грамотном планировании. Когда работает много техники, самый страшный момент — сбой расписания: например, асфальтоукладчик ждет смесь, а она еще в пробке. Для этого используют системы управления логистикой, которые синхронизируют движение техники на строительстве.

Тип техникиСредний срок службы*Производительность
Экскаватор гусеничный12-15 лет200 м3 в смену
Бульдозер10-12 лет2 000 м3 в смену
Асфальтоукладчик8-10 лет1 000 м2 в час
Каток дорожный10 лет6 000 м2 в смену
Грейдер10-12 лет15 000 м2 в смену

*Средний срок службы при регулярном обслуживании согласно производителям техники

Важно помнить: профессиональная подготовка водителей и механиков очень влияет на надежность техники и скорость работы. Поэтому ведущие подрядчики прямо на объектах проводят обучение, приглашают сервисных инженеров и держат весь парк техники в постоянной готовности. Из-за этого строительные проекты идут быстрее и реже выходят из графика.

Сейчас дорожная техника становится все умнее — GPS-модули, дистанционный контроль, автоматическое обслуживание. Уже в ближайшие годы на дорогах появятся полностью автономные машины, и дорога до дачи, возможно, будет прокладываться практически без участия человека.

Вы теперь знаете, как именно строятся дороги и чем управляет современный водитель асфальтоукладчика. Без десятков видов техники в стройке не обойтись — от тяжелых гигантов до маленьких, но незаменимых помощников. Следующий раз, проезжая мимо стройки, наверняка захочется остановиться и посмотреть, как работает эта огромная команда железных трудяг.

Павел Лебедев

Павел Лебедев

Я эксперт в строительстве и увлекаюсь написанием статей на эту тему. Люблю делиться своими знаниями и опытом в этом важном и сложном деле. В то же время постоянно учусь новому, чтобы всегда быть в курсе новейших разработок и технологий.